Что находится внутри коробки передач

АКПП входит в состав трансмиссии, под которой понимается совокупность узлов и агрегатов для отбора от двигателя крутящего момента, его изменения и передачи до ступицы ведущего колеса. Иначе говоря, первой «точкой» трансмиссии на механических коробках передач является сцепление, или гидротрансформатор (гидромуфта, «бублик») — на автоматических, а финишной — ведущее колесо. Именно за изменение величины крутящего момента в зависимости от режима движения и отвечает коробка перемены передач.

АКПП с гидравлическим приводом (актуатором)

Классическая схема автоматической коробки передач, где для передачи крутящего момента используется рабочая жидкость — трансмиссионное масло. Упрощенно говоря, в корпусе, заполненном маслом, находятся две турбины: одна связана с двигателем (ведущая), другая (ведомая) связана с передним или задним приводом. В зависимости от оборотов двигателя ведущая турбина нагнетает рабочую жидкость на лопасти ведомой — заставляет ее вращаться и передавать крутящий момент на ведущие колеса.Принцип работы гидромуфты

За счет того, что рабочим телом выступает жидкость, можно сказать, что между двигателем и приводом отсутствует жесткая связь, что обеспечивает плавность хода и создает демпфирующий эффект, защищающий узлы трансмиссии от ударных механических воздействий.
Итак, гидравлический автомат состоит из следующих основных агрегатов:

  1. 1 гидротрансформатора, который за счет рабочей жидкости обеспечивает передачу и преобразование крутящего момента от двигателя к колесам;
  2. 2 планетарного редуктора, состоящего из коронной и солнечной шестерен, сателлитов и планетарного водила. Планетарный механизм обеспечивает смену передаточного отношения при переключении передач;
  3. 3 переднего и заднего фрикциона и тормозной ленты. С помощью этих узлов происходит переключение передач. Тормозная лента служит для блокировки элементов планетарного ряда;
  4. 4 системы гидравлического управления в которую входит комплекс приборов и механизмов управляющих планетарным редуктором.
Коробка-автомат в разрезе
Схема АКПП с гидротрансформатором

АКПП с бесступенчатым вариатором

Бесступенчатая коробка хороша тем, что позволяет плавно изменять величину крутящего момента в зависимости от оборотов двигателя. К ней неприменимо такое понятие как фиксированное передаточное число.
Достоинством вариатора является то, что он сохраняет баланс скорости, активно и своевременно «схватывает» момент смены передаточного отношения, чем обеспечивает размеренность и плавность движения автомобиля.

Бесступенчатый вариатор состоит из ведущего и ведомого конусного шкива, связанных трапециевидным металлическим ремнем или цепью.

Особенность шкивов в том, что они не цельные, а состоят из подвижных «щёк». При начале движения щёки ведущего шкива максимально раздвинуты (глубокий ручей) и ремень ходит по малому диаметру. Щеки ведомого ремня, напротив, сдвинуты и ремень облегает большой диаметр, что соответствует самой низкой передаче при трогании с места.

При самой высокой передаче ведущий шкив максимально сдвинут (мелкий ручей), ремень ходит по наибольшему диаметру и передает крутящий момент на минимальный диаметр раздвинутого ведомого шкива.

схема работы вариатора
Схема вариатора

Существуют и перспективные разработки в виде АКПП с двумя сцеплениями снабженные ручным режимом переключения передач. На данный момент самым распространенным названием такой схемы можно считать АКПП Tiptronic — разработку компании Audi.
Кокой тип автоматической коробки передач будет актуальным в середине 21-го века — покажет время.

Есть вопросы? Проконсультируйтесь с мастером

Просто напишите свое имя и номер телефона и нажмите «Записаться». Мы Вам перезвоним и запишем Ваше авто на диагностику
в удобное для Вас время. Это не рекламный трюк. Это действительно БЕСПЛАТНО!