Ответы на вопросы

Для чего нужны дополнительные переключатели АКПП? Что такое зимний режим?
Современные авто с АКПП имеют несколько вариантов управления переключением передач. К ним относятся – экономичная спортивная, зимняя и т.д. Экономичная программа обеспечивает движение с минимальным расходом топлива. Движение автомобиля при этом плавное и спокойное. Спортивная программа настроена на максимальное использование мощности двигателя. Автомобиль развивает большее ускорение, чем с экономичной программой. Для включения экономичной или спортивной программ на приборной панели или рядом с рычагом выбора диапазона имеется специальная кнопка с обозначениями «POWER» («S», «SPORT», «AUTO», «A/T MODE»). Зимняя программа настроена на движение по скользкой дороге и безопасный старт с места. Для ее активации имеется кнопка с обозначениями «WINTER», «W», «HOLD» или «*». Трогание с места при этом часто осуществляется со второй или третьей передачи.
Что такое режим overdrive? Какой режим предпочтительнее в городских условиях?
Оverdrive (OD либо D) означает повышение передачи. Повышающую передачу рекомендуется использовать для размеренной, экономичной езды на магистрали.
Можно ли переключать рычаг выбора диапазона на ходу?
Можно, но не во все положения. Категорически запрещается при движении вперед переключать рычаг в положения «P» и «R». В эти положения рычаг можно переводить при полной остановке автомобиля, нарушение правила может повлечь полный выход АКПП из строя. Также не рекомендуется переводить рычаг в положение «N» во время движения, т.к. теряется связь колес с двигателем, а резкое торможение может повлечь занос.
Следует ли переключать рычаг в положение «N» на остановке у светофора?
Это имеет смысл только при длительных остановках в пробках в жаркую погоду для снижения тепловыделения и предотвращения перегрева трансмиссионной жидкости. В остальных случаях такой вариант переключения не рекомендуется.
Как определить число передач в АКПП?
В японских авто распознать четырехскоростную АКПП можно по кнопке на рычаге с маркировкой «OD OFF» или «HOLD». Если такой кнопки нет, то АКПП является трехскоростной без повышающей передачи. В европейских авто рычаг выбора диапазона трехскоростных АКПП имеет маркировку PRND21, четырехсоростных – PRND3, пятискоростных – PRND4. В американских авто на наличие четвертой (иногда пятой) повышающей передачи указывает символ D в кружочке. Определить число передач также можно, следя за стрелкой тахометра во время разгона автомобиля. Каждое переключение будет сопровождаться понижением оборотов двигателя. В этом случае следует помнить, что незначительный спад оборотов также может наблюдаться во время блокировки гидротрансформатора.
Можно ли буксовать на автомобиле с АКПП?
Можно, однако повышенное тепловыделение в гидротрансформаторе иногда может стать критичным, если система охлаждения имеет недостаточную эффективность (засорен радиатор охлаждения).
Как буксировать автомобиль с АКПП?
Единого ответа на этот вопрос нет. Некоторые автомобили имеют строгие паспортные ограничения, например, Jeep Grand Cherokee рекомендуется транспортировать исключительно на эвакуаторе. Немного проще обстоит дело с Chrysler с передним приводом – авто с трехскоростной АКПП можно буксировать со скоростью 40 км/ч на расстояние 25 км, а с четырехскоростной АКПП – со скоростью 72 км/ч на расстояние до 160 км. В любом случае, при неисправности АКПП, предпочтительнее использовать эвакуатор. В ином случае следует буксировать автомобиль, обеспечив достаточную смазку трансмиссии, для этого требуется налить в АКПП больше масла.
Можно ли буксировать прицеп автомобилем с АКПП?
Можно, но стоит помнить, что чем выше нагрузка, тем больше выделяется тепла в гидротрансформатор. Если пользоваться прицепом постоянно, нужно думать об установке дополнительного радиатора системы охлаждения. В случае длительной буксировки прицепа также нежелательно использовать повышающую передачу.
Нужно ли прогревать АКПП перед движением автомобиля?
Первое время при движении следует избегать динамичной езды, чтобы масло прогрелось до рабочей температуры. В холодное время года, до начала движения лучше немного прогреть масло в АКПП. Для этого нужно перевести рычаг во все положения, задерживаясь на каждом по несколько секунд, затем включить один из диапазонов движения и несколько минут удерживать машину тормозом, при этом двигатель работает на холостых оборотах.
Что такое кикдаун (kickdown)?
Нажатие во время движения до упора педали управления дроссельной заслонкой приведет к переключению АКПП на одну или две передачи вниз. Этот режим рекомендуется применять для достижения более высоких показателей ускорения, что полезно при обгоне. Обратное повышающее переключение в этом случае может произойти только при достижении двигателем максимальных оборотов. Если отпустить педаль, коробка передач переключится на штатный режим работы. Имейте в виду, что на скользкой дороге во время принудительного снижения передачи ведущие колеса могут буксовать, что приведет к заносу.
Можно не ремонтировать АКПП, если автомобиль иногда не едет?
Отсутствие движения вперед или назад, возникающее даже изредка, всегда говорит о серьезных неполадках в механической части коробки передач. Выход в этом случае только один – ремонт. Иногда можно услышать, что причиной неисправности является засоренный масляный фильтр, однако при замене фильтра проблемы не исчезнут или исчезнут на короткий промежуток времени. Процесс разрушения фрикционных дисков необратим, а масло не способно восстановить сгоревшие фрикционы.
Чем отличаются гидравлические и электронные АКПП?
АКПП в любом случае одинаковы, отличие касается системы управления. Система управления АКПП делится на три части: формирующую сигналы состояния АКПП и органов ее управления, анализирующую и исполнительную. В гидравлической АКПП работу всех частей обеспечивает гидравлика путем формирования нужного давления. В электронной АКПП все сигналы создаются электрическим путем, а гидравлика используется только в конце цепочки управляющих сигналов. Для анализа также применяется электронный блок управления. АКПП с такой системой более гибкая в управлении.
Что такое адаптивные АКПП?
Развитие электронных АКПП привело к появлению адаптивных. Алгоритмы управления в такой коробке передач более интеллектуальный и чувствительный. Компьютер следит за манерой вождения автомобиля и подстраивается под нее. Также в алгоритм работы такого компьютера заложен учет износа в АКПП фрикционных элементов управления. Все это приводит не только к повышению комфортности поездки на автомобиле, но и к повышению его ресурса и экономичности.
Что такое Autostick (Steptronic, Tiptronic)?
Это система управления работой АКПП, в которой наряду с автоматическим режимом имеется полуавтоматический режим управления. Команду на смену передачи при этом дает водитель, а качество переключений обеспечивает система управления. В зависимости от производителя авто этот режим имеет названия Autostick, Steptronic или Tiptronic, он реализуется только на автомобилях, имеющих электронную систему управления АКПП, однако не на всех. В автомобилях, оборудованных такой системой, селектор имеет специальное положение, в котором включается режим Autostick. Относительно этого положения есть два противоположных, не фиксируемых положения рычага с обозначениями «+» (либо «Up») и «-»  (либо «Dn»). Режим Autostick является скорее полуавтоматическим, чем ручным, потому как компьютер трансмиссии не перестает контролировать действия водителя и не позволит ему, например, тронуться с высшей передачи, или выбрать передачу таким образом, чтобы обороты двигателя превысили допустимые. Переход на обычный автоматический режим управления осуществляется водителем при переводе селектора в положение «D» (движение).
Как проверить уровень масла в АКПП?
Перед проверкой уровня масла, АКПП требуется разогреть до 65 градусов Цельсия. Лучше всего это сделать, проехав на автомобиле 10-15 км, а если такой возможности нет, то заведите двигатель и дайте ему поработать до включения вентилятора или пока температура охлаждающей жидкости не достигнет отметки 90-95 градусов. Далее коробка переключается на режимы «паркинг» или «нейтраль», уровень масла проверяется при работающем двигателе. Способ измерения при этом зависит от модели трансмиссии. АКПП с щупом На щупе имеются отметки Cold и Hot. Первая показывает уровень холодного масла, а вторая горячей жидкости в коробке и служит более точным измерителем. Для точного измерения щуп несколько раз с большим интервалом по времени опускается в коробку. Уровень масла, достигший зоны отметки Hot, считается нормальным. Если след трансмиссионной жидкости находится между отметками, это указывает на малый уровень. В таком случае следует долить масло, чтобы не произошло вспенивание. АКПП без щупа Не все модели коробок автомат имеют щуп. У автоматов без щупа два отверстия: для заливания масла и сливания. В отверстие сливной пробки вкручен специальный ограничитель количества масла. Он выглядит, как длинная трубочка и работает по такому принципу: лишняя жидкость, которая выше сливается в поддон. Таким образом, уровень определяется высотой ограничителя. АКПП с такой системой не грозит перелив масла, однако определить уровень жидкости в них труднее. Для этого лучше обратиться в специализированный сервис. Но если вы все-же решили сделать это самостоятельно, то следует прогреть АКПП до рабочей температуры, установить автомобиль над ямой, перевести рычаг в режим «паркинг». Двигатель при этом находится в работающем состоянии. После отвинчивания сливной пробки поддона выльется лишняя жидкость. Если ничего даже не капает — уровень ниже нормы. Чтобы это исправить долейте масло через заливное отверстие в коробке при работающем двигателе. Избыток жидкости при этом вытечет из отверстия. По окончании следует закрутить пробку.
Чем опасны заниженный или завышенный уровень масла в АКПП?
При нехватке масла происходит вспенивание жидкости. Масло начинает сжиматься, плохо смазывать и отводить тепло от гидротрансформатора. В результате в системе падает давление и АКПП перегревается. В таком случае проблема решается полной заменой масла, а не доливанием. Низкий уровень жидкости приводит к появлению большого количества металлической стружки, которая перегоняется по системе. Именно поэтому следует менять весь объем масла. К тем же последствиям для АКПП приводит и завышенный объем жидкости. Вращающиеся детали коробки вспенивают масло, это происходит при движении автомобиля на повышенных оборотах. Объем масла увеличивается и вытекает через сапун. В результате уровень жидкости падает ниже нормы. Для решения проблемы следует дать автомобилю постоять, пока масло не перестанет вспениваться, а затем откачать лишнее.
Уровень масла постоянно понижается, а следы течи отсутствуют?
Такой неисправности способствует наличие в некоторых АКПП вакуумного модулятора — специального устройства, формирующего давление, пропорционального степени разряжения во впускном коллекторе двигателя. Модулятор связан с впускным коллектором трубочкой, по которой, в случае неисправности модулятора, масло из АКПП попадает в коллектор и сгорает. Часто АКПП с модулятором бывает установлена на автомобилях Ford Scorpio, Ford Sierra, Ford Explorer, Mercedes, переднеприводных автомобилях концерна General Motors с четырехступенчатыми АКПП. Другой причиной понижения уровня ATF в АКПП при отсутствии течи может служить нарушение герметичности системы охлаждения. В некоторых автомобилях радиатор охлаждения масла встроен в радиатор охлаждения антифриза двигателя. При нарушении герметичности встроенного радиатора, масло попадает в систему охлаждения двигателя, в результате чего антифриз превращается в розоватую эмульсию.
Как определить, что залито в АКПП?
Масла отличаются цветом и запахом, при этом цвет жидкости определяется только красителем, чтобы можно было отличить трансмиссионные жидкости между собой. Через определенное время любое масло приобретает коричневатый цвет. Учитывая, что при замене масла обновляется не весь его объем, а также, что в процессе эксплуатации цвет и запах масла меняются, определить марку жидкости, практически, невозможно, даже если замена производилась недавно.
Какое масло лить в коробку-автомат?
В автоматическую коробку следует заливать то масло, которое указано в инструкции по эксплуатации автомобиля. Тип рекомендованного масла также может быть указан на щупе. Кроме того, можно воспользоваться каталогами производителей или обратиться в сервис, где специалисты смогут точно определить, какую трансмиссионную жидкость следует использовать для определенного автомобиля. При смене масла рекомендуется учесть некоторые нюансы. Например, решающими факторами при выборе не должен быть цвет ATF, так как он зависит только от красителя и нужен для отличия масел между собой. Также нужно помнить, что в АКПП можно смешивать разные типы масла – синтетику и минералку. Также следует всегда помнить о рекомендациях производителя, ведь некоторые из них рекомендуют использовать определенные жидкости, в другом случае не гарантируя нормальную работу АКПП.
Как часто следует менять масло в АКПП?
Срок замены масла зависит от типа АКПП, как правило, при правильной эксплуатации, жидкость рекомендуется менять через 70 тыс. км пробела автомобиля (или через 2 года), либо через 25 тыс. км (через 1 год), если условия эксплуатации отличались от нормы (жаркий или холодный климат, эксплуатация в условиях мегаполиса, постоянная эксплуатация машины с полной загрузкой и т.п.). Стоит помнить, что следует регулярно проверять уровень и качество масла в АКПП. В случае потемнения жидкости или приобретения ею горелого запаха, необходимо заменить масло, не дожидаясь планового срока замены.
Оправдано ли использование присадок к ATF?
Современные масла уже имеют в составе все необходимые присадки. Такой вопрос часто задают при возникновении проблем с трансмиссией. Стоит помнить, что ни замена масла, ни присадки не восстановят изношенную коробку передач и ее элементы.