Различные группы и типичные неисправности АКПП

Современные автоматические коробки передач имеют специальный электронный блок управления (ЭБУ), являющийся сложной системой, которая подвержена неисправностям. При этом часто неисправности выявляются и в самой АКПП.

Группы проблем с АКПП

Все проблемы с современными АКПП можно поделить на несколько групп:

  • неисправности в электронике непосредственно автомобиля;
  • неисправности в электронной системе управления АКПП;
  • неисправности в механической и гидравлической частях автоматической коробки переключения передач.

Важно отличать эти группы неисправностей!

Дело в том, что проблема только с ЭБУ или тем более с коробкой переключения передач, никак не решается заменой или ремонтом АКПП. Эти ненужные в таком случае манипуляции способны существенно увеличить расходы на ремонт.

Часто ремонт, требовавший всего лишь замены нескольких датчиков, может обернуться для владельца длительным ожиданием и большой стоимостью. Именно поэтому кроме обращения к опытным специалистам рекомендуется самостоятельно проводить простую оценку неисправностей перед визитом в сервис.

 

Типичные неисправности электронной системы управления

Любую диагностику АКПП требуется начинать с осмотра электроники. Типичными неисправностями в электронной системе управления могут быть:

1. Неисправности датчиков расхода воздуха, датчиков дроссельной заслонки, датчиков распредвала, блока и датчиков АБС.

Как определить?

  • АКПП сама внезапно переходит в аварийный режим и столь же внезапно из него выходит;
  • АКПП сама переходит в аварийный режим и уже ни при каких условиях из него не выходит (даже после полного выключения двигателя).

Диагностика в сервисе

Эти неисправности можно легко вычислить при электронной диагностике с помощью специального сканера.

2. Неисправность блока управления двигателем, блока управления АКПП.

Как определить?

  • АКПП сама переходит в аварийный режим и уже не выходит из него.

Диагностика в сервисе

Первоначально диагностируется также при помощи сканера. Если такой метод не дал результата, то требуется пробная замена блока.

3. Неисправности электрической проводки между блоками и фишек подсоединения блоков.

Как определить?

  • АКПП не выходит из аварийного режима;
  • АКПП самостоятельно переходит в аварийный режим и выходит из него, не переключает передачи.

Диагностика в сервисе

Электронной диагностике не поддается, так как неисправность проводки может вызывать разные ошибки в исправных устройствах. Возможна только механическая диагностика. Для этого проводка и фишки извлекаются, осматриваются визуально, применяется тестер. Это самая неприятная и трудоемкая в диагностике «электронная» проблема.

4. Неисправности электронного регулятора давления и соленоидов АКПП.

Как определить?

  • АКПП не переключается на некоторых скоростях; при переключении ощущаются удары, а также присутствуют сильные пробуксовки;
  • При определенных переключениях АКПП переходит в аварийный режим.

Диагностика в сервисе

Возможна диагностика при помощи сканера, однако более точный результат получается с помощью измерения различных электрических параметров (сопротивления, индуктивности и др.) тестером.

5. Неисправность датчиков вращения входного и выходного валов АКПП.

Как определить?

  • АКПП переходит в аварийный режим сразу же после установки рычага переключения в положение D;
  • АКПП переходит в аварийный режим при первом же переключении с передачи I на передачу II.

Диагностика в сервисе

Отлично поддается электронной диагностике с помощью сканера.

! Если слышен стук в АКПП

remont-akpp-al4-dp0

6. Неисправность датчика положения переключения передач.

Как определить?

  • Указатель переключения на приборной панели (там, где буквы P, R, N, D) не соответствует реальному положению рычага переключения передач;
  • Буквы на указателе переключения не отображаются или горит значок аварийного режима; АКПП переключается правильно, но с толчками.

Диагностика в сервисе

Электронной диагностике поддается не во всех случаях, однако в силу характерных признаков успешно диагностируется опытными мастерами.

7. Неисправность температурного датчика АКПП.

Как определить?

  • АКПП не выходит из аварийного режима вне зависимости от внешнего воздействия;
  • АКПП внезапно переходит в аварийный режим после нагрева до рабочей температуры.

Диагностика в сервисе

Как правило, бывает достаточно электронного сканирования, однако в некоторых случаях прибегают к пробной замене датчика.

Типичные неисправности механической и гидравлической части АКПП

Эта группа проблем с АКПП требует демонтажа и разборки коробки передач.  К таким неисправностям относятся:

1. Неисправности и повреждения фрикционных групп, корпусов сцепления, планетарных рядов, втулок, насоса, суппортов, других механических частей.

Как определить?

  • Автомобиль отказывается ехать, либо движется с непрерывными пробуксовками;
  • Шумы в коробке переключения передач, отсутствие и неисправность переключений и тому подобное.

Диагностика в сервисе

Для диагностики используется специальное оборудование, которое заменяет стендовые испытания. Прибор подключается к контрольным точкам давления АКПП и в режиме «тест-драйв» снимает показатели работы АКПП. Затем данные сравниваются с эталонными значениями, тем самым выявляя проблемы с гидравликой еще на этапе входной диагностики.

В рамках полной диагностики снимается поддон АКПП и проводится визуальный осмотр, определяется наличие стружки и металлических или пластиковых обломков, а также ила и фрикционной пыли. Также проверяется трансмиссионное масло на наличие тосола, воздуха, продуктов подгорания и других частиц. Затем мастер разбирает АКПП и проверят каждый отдельный элемент.

2. Неисправности гидротрансформатора: разрушен главный блокировочный фрикцион, нарушена герметичность сальника поршня, имеется обрыв шлицов привода, механические разрушения турбины, лопастей, обгонной муфты и других элементов.

Как определить?

  • Автомобиль отказывается двигаться либо двигается с постоянными пробуксовками. Из передней части АКПП может быть слышен характерный шум и треск;
  • Отсутствует переключение на пятую передачу.

Диагностика в сервисе

Аналогична предыдущему пункту. Характерным признаком является наличие большого количества фрикционной пыли в поддоне АКПП и присутствие на магнитах «ежиков» из стальной стружки.
При электронной диагностике иногда показывает код «Ошибка блокировки гидротрансформатора».

3. Механические проблемы гидравлической плиты (гидравлического блока управления).

Как определить?

  • Затяжные или жесткие переключения, а также удары. В некоторых случаях отсутствие переключения на одну из повышающих передач.

Диагностика в сервисе

Электронная диагностика практически не применяется. Основным способом является полный разбор блока и визуальный осмотр механических плунжеров и камер, а также осмотр шаров, клапанов и возвратных пружин. Производится тестирование «ключевых» точек особым вакуумным тестером. При необходимости гидроблок проверяется на стенде.

Итог:

Приведенные в статье рекомендации помогут сделать первоначальный вывод о характере неисправностей АКПП. При этом стоит помнить, что один и тот же признак может быть характерен для разных неисправностей, поэтому определить проблему точно и устранить ее без рисков можно только с помощью специального оборудования. Если ваша АКПП демонстрирует какие-либо проблемы, обратитесь к мастеру.

 

Есть вопросы? Проконсультируйтесь с мастером

Просто напишите свое имя и номер телефона и нажмите «Записаться». Мы Вам перезвоним и запишем Ваше авто на диагностику
в удобное для Вас время. Это не рекламный трюк. Это действительно БЕСПЛАТНО!